Главная Новости

Беременность и роды в Англии

Опубликовано: 01.09.2018

видео Беременность и роды в Англии

Беременность и роды в Великобритании

Этот рассказ я планировала написать по успешном окончании беременности - чтоб не сглазить, ну и находя отговорки для собственной лени. Тезису, что времени у молодых мам нет, я не верила, то есть, искренне думала, что это будет не про меня. С рождения сына прошло семь четырнадцать шестнадцать месяцев - и вот оно, я же говорила, что время найдется!


35. Про беременность и роды в Англии.

Зачем рассказ? Судя по электронным, в основном, диалогам, обретенный в тот период опыт оказался отличным от того, что испытывают подруги в оцепленной санкциями родине, а потому мне охота поделиться. Ну да судите сами, обо всем расскажу по порядку.


Роды в Англии: ведение беременности в системе NHS (ч. 1)

Про то, что мы ждем ребенка, я узнала во время катания по склонам альпийского ледника. Точнее, не узнала, а заподозрила, и не во время самого катания, а до - рано утром, разбудив мужа неразборчивым мычанием про неразборчивую же вторую полоску. Ее бледность вынудила меня купить еще пять тестов, ни один из которых не показал вообще ничего. Поддавшись уговорам мужа успокоиться и перестать прицельно пИсать, я решила дождаться возвращения в Лондон и там уж закупилась в свое удовольствие (чтоб уж наверняка). Цифровой тест показал предполагаемые 2-3 недели.

До первого УЗИ две полоски (а в моем случае двадцать две) - это все имеющееся на руках доказательство. До двенадцати недель беременную женщину (за исключением, конечно, случаев с осложнениями) осматривать никто не станет. Их объяснение - большой процент выкидышей на раннем сроке, которые обратить невозможно, а значит, нужно дать природе сделать свое дело, закрепив там эмбрион, или, увы, отложив эту миссию до следующего раза. Вы, конечно, можете сходить к врачу (терапевту - GP, вашему первому адресату в случае любого медицинского вопроса), он расскажет про необходимость много пить и хорошо питаться и отсчитает сорок недель с первого дня последней менструации. Все. До трех месяцев вы живете вчетвером, то есть, уже впятером с этими счастьем и страхом.

Но есть у местного минздрава (NHS) и развлекательно-познавательная функция. Так, на их сайте можно на любом этапе ввести предполагаемую дату родов и получать еженедельные имейлы с описанием жизни плода на каждом сроке его развития. Когда никому еще нельзя рассказать о большом секрете, эти статьи, вполне себе анатомические и без сантиментов, согревают сердце и того, кто под ним, и, простите за патетику, еще больше сближают будущих родителей.

К двенадцатой неделе вам предстоит сориентироваться, где вы хотели бы рожать. Женщину регистрируют в этой больнице - они широкого профиля, и родильное там - одно из отделений. Вам (как почти все в Англии, документы и прочие письма счастья - удел королевской почты) присылают подтверждение двух первых приемов: встречи с акушером и УЗИ.

Акушеры - главные специалисты по ведению беременности. На ее протяжении они делят ответственность по осмотру пузатых дам с теми самыми терапевтами, и зачастую обладают гораздо большим знанием темы.

Первая, долгожданная встреча с одной из них происходит на двенадцатой неделе, во время которой опять же в основном ведутся разговоры: про медицинскую историю двух семей, про перспективы разного вида родов, про рекомендации по подготовке. В первый раз у беременной женщины берут кровь (тогда я и узнала, что у меня отрицательный резус-фактор, а значит, возможно осложнение при потенциальном кровотечении) и тут же выдают большую папку, в которую с этого момента будут заноситься все медицинские детали из ближайшего полугода и которую рекомендуют таскать везде с собой, - опять же, на случай непредвиденных ситуаций.

Между 8 и 14й неделями (точнее, до 13ти недель и 5ти дней) в том же письме вам назначается первое УЗИ, во время которого будет уточнена предполагаемая дата родов (она больше не сдвинется) и проведены все необходимые измерения в отношения плода, а также тест на вероятность синдрома Дауна. За день до этого скана я поскользнулась по дороге на работу и грохнулась плашмя на живот, проревев последующие пять часов. Сквозь всхлипы привирая что-то коллегам, я звонила акушерам по указанному на большой папке номеру телефона и успокаивала себя не столько их разумными доводами, сколько перспективой УЗИ, до которого оставалось ждать меньше суток.

Увиденная на крохотном мониторе крохотная же креветка - один из самых волнительных моментов в моей жизни, первое объективное доказательство, что все это - я себе не придумала. В обществе это же - традиционный пропуск в официальный статус беременной, когда наконец можно сообщать об ожидаемом событии знакомым за пределами семьи. Конечно, то, когда "можно", - индивидуальное решение, но из-за существующего водораздела в 12 недель, многие страдающие токсикозом женщины вынуждены выдумывать на работе причины для своего частого отсутствия и плохого самочувствия. Мне очень повезло - единственным физическим дискомфортом во время беременности стала общая тяжесть на последних месяцах; до - я только постоянно хотела есть, что удовлетворять было просто, чего уж, очень приятно.

В Англии вообще есть некоторый культ здоровой пищи , как пример - официальная рекомендация есть как минимум пять овощей или фруктов в день (оттого на упаковках с ними, а также соками, супами и прочей пользой указывается "your 1 of 5 a day"). Для беременных на сайте того же NHS - вывешен строгий список ограничений, являющийся по большей мере, конечно, простой перестраховкой, но для впервые пребывающей в статусе будущей мамы - поводом для лишней паранойи.

Токсопласмоз - который вне этих девяти месяцев пройдет незамеченным, но для беременной - один из ужасов, - заболевание, передающееся через паразитов, которые кишат в кошкином корыте, земле и непрожаренном мясе. Вероятность заражения - мизерная, но сама опасность делает из беременной ипохондрика. При этом в стране подход к протекающей беременности - исключительное спокойствие на грани пофигизма - отражается и на анализах: по графику у женщин проверяют кровь только на общие показатели. В один из приемов у акушера мне удалось убедить ее, что раз я недавно случайно откусила бургер средней готовности, после чего мои лимфоузлы увеличились, то и крови моей стоит собрать на еще одну проверку. Она успокоила, что результаты придут письмом, но если что-то опасное, они мне позвонят.

Прошла неделя, мы уехали в отпуск, и в первый же вечер пятницы, плавая в греческом бассейне, я пропустила звонок из больницы. Тут надо отметить, что вечер пятницы в Англии - это начало мертвого сезона, неважно, магазин ты, паб или больница, вероятность, что будешь закрыт до утра понедельника, большая. Я пытаюсь набрать - с кем говорить? - Да с любой акушеркой. - Так никого уже нет, звоните в родильное отделение или сюда же, но в понедельник. Звоню в родильное отделение - от ворот поворот, нам не до ваших анализов, у нас прием младенцев на очереди. Поседев, пытаюсь поверить увещеваниям мужа о том, что я не знаю, по какому поводу звонок, что вероятнее всего - все в порядке, но даже если нет, мы будем это решать по возвращении. Утром понедельника, пробиваясь сквозь роуминг, я наконец попадаю на звонившую акушерку: "Я просто хотела вас успокоить и сказать, что анализы в порядке," - говорит она. "У меня для этого был включен автоответчик!" - хотелось прокричать мне, но я осталась молчаливо счастливой.

Декрет женщина в Англии может максимально взять на год (плюс накапливается положенный отпуск), причем, с любого момента беременности. Чтобы максимально провести время с малышом, обычно с декретом стартуют как можно ближе к родам (если здоровье позволяет). Одна моя глубоко беременная коллега так ездила в офис на велосипеде, пока, через два дня после ее исчезновения, мы не узнали, что у нее появился сын. На протяжении этого декретного года государство выплачивает минимальную дотацию, то же в течение полугода делает и работодатель - все, что сверху, - вопрос щедрости компании. Ясли принимают детей с 4-6 месяцев, что для российского уха звучит дикостью, но для английского - зачастую становится вопросом финансовой необходимости.

Работодатель обязан отпускать беременную сотрудницу на все необходимые медицинские проверки, но и не может слишком откровенно махнуть на нее рукой: если она посчитает дискриминационным непринятие в расчет ее мнения по рабочим вопросам, может и засудить, так как остается полноценным работником и вправе вернуться к офисной деятельности через, кажется, десять дней после родов.

Отношение в обществе - такое же: беременная женщина - не больная, а находящаяся на естественной стадии развития. Оттого - множество курсов по физической подготовке, внимание к рациону и большой выбор одежды для будущих мам всех фасонов, в том числе, красивых. Ответственная за лондонский транспорт контора выпускает специальные значки 'Baby on board' (такой можно получить по почте, отправив заявку по имейлу) - мессадж на лацкане призван раскрыть глаза даже тем, кто и в пути не отрывается от экрана смартфона. Как и в других случаях, когда приходится уступать место, - работает, только если читающий хорошо..., хотя нет, если просто воспитан.

Пошевелился впервые мой мальчик в театре - нам посчастливилось попасть на моноспектакль Кевина Спейси. Хочется сказать, что узнаваемый голос актера побудил малыша откликнуться, но вероятнее - не самая удобная скамейка заставила улечься в животике поудобнее. Вряд ли где можно отыскать культурную жизнь богаче, чем в Лондоне, и мы много во время беременности куда ходили и ездили всякое смотреть и слушать, но самым драматичным опытом стал концерт группы Arcade Fire. Я редко когда жалуюсь на выступлениях на звук, но здесь он был всепроникающим: басы и нижние октавы гасили всякую мелодию, и мы с мужем очень волновались, не повредятся ли у ребенка в его "бассейне" какие-нибудь органы и не возненавидит ли он музыку вообще и любимую группу в частности. Про Arcade Fire сказать трудно, но ритмы и мелодии сын обожает, танцуя подо все и не делая различий между Nine Inch Nails и заезженной песней из нутра плюшевого медведя. Любопытно также, в ожидании его появления меня не тянуло на конкретное съестное, но преследовало то, что я называла музыкальным токсикозом: на протяжении последних месяцев беременности я по кругу слушала саундтрек к фильму Коэнов Inside Llewyn Davis, первый альбом Ланы Дель Рей и сборник Queens of the Stone Age.

Одним из указующих путь маяков в пучине ожиданий и неизвестности для беременной женщины и будущего папы становятся курсы по подготовке к родам. В Англии есть организация под названием NCT (National Childbirth Trust), филиалы которой раскиданы по стране, и женщины подписываются на образовательную программу (это не только роды, но и массаж, кормление, возвращение на работу и т.п.) по месту проживания. Мы переезжали в процессе беременности, поэтому решили, что разумнее - будет пойти на курсы, читаемые в больнице, к которой мы были прикреплены. Курсов было два вида, мы на всякий случай зарегистрировались на оба.

Первый - четыре занятия по три часа, каждое - посвящено отдельной теме: подготовка к родам, роды, кормление и уход за младенцем. Как и всякая лекция, качество зависит от ее читающего; все четыре велись акушерами и, в общем, были очень полезными: я подозреваю, что для всякого мужика без медицинского образования (да и многих теток, что уж), объяснение того, что представляет из себя схватка, - откровение. Во время лекции про грудное вскармливание акушерка в качестве материала использовала связанные ее мамой груди размера двенадцатого - апофеоз наглядности и политкорректности, так как груди представляли собой всю расовую палитру.

Второй вид курсов оказался своего рода лайт-версией - лекция была только одна, в субботу, но длилась пять часов. По возрасту все были довольно однородны - около или чуть за 30, явно европейская тенденция, - но в одной паре были откровенные подростки, прыскающие со смеха от слов "матка" и "влагалище".

На этих же курсах рассказывают о трех основных видах обезболивания: gas & air, или ингаляционный наркоз (самый "легкий" по воздействию и последствиям, когда роженица через маску вдыхает закись азота, обладающую анестезирующим свойством), петидин (анальгетик, на предмет употребления которого рубятся сучья) и эпидуральная анестезия (когда где-то над твердой оболочкой спинного мозга обезоруживаются нервы, по которым в головной мозг от матки и шейки матки подаются сигналы о болевых ощущениях). В той самой папке со всеми важными бумажками есть анкета на предмет предпочтений во время родов: вы можете отметить, кто с вами будет рожать, как вы хотели бы рожать и что в процессе принимать.

В родильных отделениях больниц есть две зоны : контролируемая врачами "медицинская" часть, и то, что мы назвали хиппи-стайл, где роды проходят под эгидой акушеров и сопровождаются приятной (насколько контекст позволяет) активностью: вода, шары, коврики и т.п. Я выбрала второй вариант и попросила только при самой сильной боли дать мне половину дозы петидина, - мне очень хотелось рожать с минимальным вмешательством извне. Но моим планам разродиться на шведской стенке не суждено было сбыться.

За четыре дня до столь ожидаемой даты у меня отошли воды. Не как в кино, рухнув Ниагарой, а просто пугая нас и родителей мужа, у которых мы только что отужинали лососем, неостановимым потоком. Мы поехали в больницу, где нам, взволновав, подтвердили, что началось, но отправили домой с недостаточным раскрытием.

- Как переносите схватки?

- Так это и есть схватки?!

Дома я поняла, что их недооценила. Всю ночь с четверга на пятницу шатаясь по квартире и тыкая в приложение на телефоне, измеряющее частоту и силу толчков, я безуспешно пыталась найти хоть какую-то возможность вздремнуть. Ранним утром мы снова поехали в больницу. Абстрагируясь от боли, это довольно забавная картина: ты передаешь в регистратуру свою заветную папку, и, так как они просят тебя подождать, ты ходишь взад и вперед по коридору, пугая очередь из ожидающих приема криками от схваток.

В этот раз попалась на редкость вредная акушерка, она повторяла "вам не понравится, что я сейчас скажу": раскрытия по-прежнему не случилось, и меня снова отправили домой. Та пятница сохранилась только вспышками воспоминаний: фактически, о попытках мужа облегчить боль.

Любопытно, что именно в этот день в квартире, в которую мы только что въехали, отключили отопление. Для Лондона это в целом диагноз фильма Послезавтра, но нам повезло: жилище отлично хранит тепло, да и снаружи, несмотря на ноябрь, был какой-то двузначный плюс - помню, что в больницу я каталась в сарафане. Но вместе с обогревом пропала и горячая вода, и первое, что узнал муж на курсах об облегчении боли - ванна - оказалась задачкой не из простых, так как в этой стране люди не обучены заставлять плиту кастрюльками, чтобы принять душ. Параллельно с подогревом воды, он звонил бывшему хозяину квартиры, чтобы узнать, где находится кнопка аварийного отопления. Бывший владелец, как выяснилось позже, в этот момент находился на втором УЗИ собственной жены, которая не могла понять, какую такую важность может иметь телефонный звонок, отвлекающий от монитора будущего отца ее ребенка.

Вечером пятницы мы снова отправились в больницу. Раскрытия так и не случилось, но я стала умолять боль мою поутолять (тут мне вкололи ту самую половинку петидина) и оставить меня рожать, наконец. Мне выделили отдельную палату, откуда, чтобы не будить прикорнувшего в кресле мужа криками от схваток, я выползала бродить по коридору. Помню, как пристроилась дремать рядом с дамой на ресепшне, которая разрешила мне занять соседний стул, только если я не буду подглядывать в ее монитор и бумаги (а это, конечно, и было моей целью на третий день родов).

Из третьего дня я помню солнце за окном, маму мужа, помогавшую мне принять душ, и мой живот, принявший форму верблюжьей спины - малыш развернулся и вынудил меня на вторую половинку петидина, - терпеть больше не было сил. Акушер, отличный дядька по имени Карл (Карл, Карл!), наконец признал раскрытие и повез нас рожать. Три часа пыхтений и тянитолканий закончились полученной мужем травмой от обручального кольца - так сильно я сжимала его руку, - и вызовом хирурга: голова ребёнка не пролезала, куда положено. "Какой наркоз ей уже дали?" "Никакого, кроме маски". "Ого, сейчас исправим!" Так началось мое незапланированное кесарево сечение. Операция прошла очень быстро, все время со мной рядом сидела моя половина. При стандартных родах ребенка здесь сразу кладут на мамину грудь, после кесарева его сначала быстро осматривает педиатр. И вот после нескольких дней, месяцев, да чего там, лет ожидания вдруг нахлынул этот момент, который мне только снился: на мне, между подбородком и закрывающей поле операционного боя пеленкой, лежит это крохотное розовое создание, раскрыв один глаз и сканируя плачущих от усталости и счастья родителей.

Так мы рожали три дня. Шел десятый час вечера. Помню, как я пыталась позвонить своему папе, и засыпала с телефоном на ухе. Нас, меня и малыша, перевезли в палату, в которой уже спали три другие новоиспеченные мамаши. Так как меня срубало, то честь первого переодевания выпала на долю папы моего сына: акушерка строго велела ему надеть подгузник и бодик. Могу только представить, какой трогательной должна была быть эта сцена знакомства, но я в это время набиралась сил перед совершенно новой жизнью в откровенно незнакомой ипостаси.

rss